Бангладеш и Нигерия


Политика борьбы с бедностью

Как Бангладеш, где ВНП на душу населения составляет 210 долл., так и Нигерия, в которой этот показатель равен 290 долл., относятся к группе стран с крайне низким уровнем дохода. Среди беднейших развивающихся стран с численностью населения не менее 1 млн. человек Бангладеш находится на десятом, а Нигерия — на семнадцатом месте по уровню дохода на душу населения.

Если принять во внимание паритет покупательной способности, то показатели дохода несколько возрастут и составят 820 долл. и долл., однако рейтинг вследствие этого не изменится. Среди стран с уровнем дохода на душу населения ниже, чем в Китае и Индии, Бангладеш и Нигерия являются крупнейшими: численность их населения 107 млн. и 115 млн. человек соответственно.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни в рассматриваемых странах, по данным Всемирного банка, примерно одинаков: 51,8 — в Бангладеш и 51,5 года — в Нигерии. По оценкам независимых экспертов, реальный уровень ожидаемой продолжительности жизни в Нигерии, возможно, даже ниже. Уровень неграмотности выше в Бангладеш, где среди взрослого населения 78% женщин и 65% мужчин неграмотны. В Нигерии эти показатели соответственно 61% и 49%. Младенческая смертность составляет 105 на 1 000 живорожденных в Бангладеш и 98 — в Нигерии.

В Бангладеш, по оценкам более 50%, а по критериям ООН — 85% населения находится за чертой бедности. По Нигерии не существует корректной соответствующей статистики, однако и там разрыв в уровнях благосостояния городского и сельского населения исключительно велик. В сельских районах Нигерии отмечается тенденция роста числа жителей, не имеющих возможности полноценно питаться. Для обеих стран характерны высокие темпы роста населения, опережающие темпы роста производства продуктов питания.

Как Бангладеш, так и Нигерия в последние годы осуществляли жесткую программу структурной перестройки национальной экономики, что в целом способствовало ухудшению положения беднейших слоев населения. Однако сторонники подобных реформ утверждают, что осуществление структурной перестройки приведёт к стимулированию сельскохозяйственного производства и улучшению благосостояния беднейших слоев общества в долгосрочной перспективе.

Анализ осуществления программ структурной перестройки свидетельствует о том, что Бангладеш удалось несколько затормозить процесс обнищания, в то время как Нигерия, располагающая гораздо большим потенциалом, могла бы достичь более высоких результатов. Обнадеживает, однако, тот факт, что в обеих странах проводится активная политика борьбы с бедностью. Бангладеш

Бангладеш прилагает усилия, чтобы, образно выражаясь, "держаться на плаву". По оценке правительства, половина жителей страны живет в условиях абсолютного обнищания, однако независимые эксперты считают эту оценку существенно заниженной. Ежегодно от недоедания и из-за отсутствия профилактики заболеваний в Бангладеш умирает около 1 млн. детей в возрасте до 5 лет. Положение бедняков усугубляется суровыми климатическими условиями; нередки голод, наводнения в период муссонных дождей, частые циклоны (в среднем за десятилетие на страну обрушивается 16 циклонов).

Наводнения и штормовые волны уничтожают посевы, загрязняют источники питьевой воды, способствуют распространению опасных заболеваний, в том числе холеры, разрушают поселения. Идет процесс сокращения пригодных к обработке земель из-за неудовлетворительной экологической практики. И здесь подтверждается наличие тесной связи между бедностью и деградацией окружающей среды.

В случае, когда масштабы потерь от торнадо относительно невелики (в апреле 1989 г., например, погибло около 1000 человек), мировое сообщество не реагирует сколь-либо существенно на подобные стихийные бедствия. Однако когда в апреле 1991 г. циклон унес жизни по меньшей мере 100 тыс. человек, а возможно даже 200 тыс., Бангладеш была предоставлена гуманитарная помощь в размере 200 млн. долл. Многие жители нашли спасение в специально построенных штормовых убежищах, часть жителей спаслась в зданиях и на крышах домов.

Но тысячи людей, которые не сумели достичь укрытий, были смыты потоками. Правительство Бангладеш оперативно распределило полученную гуманитарную помощь. После длительного обсуждения для борьбы с наводнениями в стране приступили к осуществлению проекта по сооружению дамбы вдоль побережья с участием Всемирного банка. Банк финансирует также проект, целью которого является существенное расширение системы укрытий от стихийных бедствий.

Однако дело продвигается довольно медленно, и независимые наблюдатели отмечают, что слишком мало предпринимается усилий для предотвращения подобной ситуации в будущем. Возникает вопрос, не слишком ли сложной является подобная задача для национального правительства, особенно с учетом масштабов коррумпированности общества.

На экономике также сказалось сокращение, вследствие военных действий с Ираком, объема переводов, поступавших из-за рубежа от бангладешцев, работавших в Кувейте до военного конфликта. Ситуация усугубилась тем, что зарубежные рабочие сами понесли огромные потери (сбережения и имущество) в момент бегства из зоны военных действий. Лишь небольшая часть из них смогла вернуться на прежнее место, остальные же пополнили армию безработных.

Создание новых современных предприятий в текстильной промышленности и производстве одежды позволило обеспечить работой около 500 тыс. женщин. Однако дальнейшее расширение этой отрасли вряд ли возможно, поскольку Бангладеш сталкивается с протекционистской политикой промышленно развитых стран (например, многостороннее соглашение по текстилю).

Финансируемые Всемирным банком программы структурной перестройки экономики, нацеленные на уменьшение инфляции и сокращение внешней задолженности, привели к росту цен на продукты питания, поступающие в рамках Системы общественного распределения продуктов питания, что также болезненно сказалось на положении бедняков. Однако в последние годы правительство увеличило государственную поддержку сельского хозяйства и расширило систему кредитования сельскохозяйственных производителей. Импорт товаров, финансируемый за счет внешней помощи, совершенствование системы хранения и распределения, а также меры по стабилизации цен на зерновые культуры служат улучшению положения беднейших слоев населения. Принимаются и другие меры по уменьшению масштабов бедности в стране.

Значительная помощь беднякам оказывается в рамках программы "Пища за труд", которая предоставляет работу по сооружению и обслуживанию сельскохозяйственной инфраструктуры (в основном ирригационной и дренажной систем) и возведению дамб. За выполненную работу люди получают продукты питания. В отличие от многих программ по борьбе с бедностью в развивающихся странах, фактически субсидирующих всех жителей, эта программа имеет адресный характер — беднейшие слои населения. Своим успехом она обязана принципу самостоятельного выбора:

немногие люди, не являющиеся бедняками, согласятся на тяжелый ручной труд в течение целого дня в обмен на основные продукты питания. Принимая решение об участии в программе, бедняк взвешивает альтернативные издержки подобного решения, и в большинстве случаев он должен оставить свою работу на ферме или вне ее. Однако для беднейших слоев населения выигрыш весьма значителен. Программа вносит вклад в комплексное развитие сельскохозяйственных районов (создание инфраструктуры) и не снижает стимулов к трудовой деятельности, что часто имеет место в программах социальной поддержки бедняков. Наконец, программа "Пища за труд" выигрывает при сравнении с ирригационным проектом, осуществлявшимся в 1970- е гг. при финансовом участии Всемирного банка, поскольку последний принес выгоду лишь состоятельным фермерам.

Ограниченность собственных ресурсов и персонала побуждает Бангладеш поощрять у себя деятельность неправительственных организаций ( в настоящее время их в мире более 400) и свыше 12 тыс. добровольных организаций социальной помощи. Важную роль играют независимые группы развития, например Комитет по сельскохозяйственному развитию Бангладеш. Они оказывают помощь бедным, часто уделяя особое внимание женщинам, обеспечению людей основными продуктами питания, медицинскими услугами, развитию сети образования (обучение грамоте и ремеслам), планированию семьи и системе мелкого кредитования.

Хорошим примером является также Программа неформального начального обучения, начатая в 1983 г. Основная причина, по которой родители не отпускают своих детей в школу — необходимость их участия в работе по дому или на ферме. Второй причиной являются чувства боязни и отчужденности, которые испытывают неграмотные родители в отношении традиционных систем обучения. По программе неформального начального обучения создано к концу 1980-х гг. 750 центров, обучение в которых не мешает работам на фермах. Занятия продолжаются 2,5 часа в день, а в период сбора урожая родители сами решают, в какое время лучше их проводить.

Программа школы рассчитана на три года и включает овладение грамотой и счетом, привитие навыков гигиены, базовые общеобразовательные и социальные дисциплины. Преподаватели для центров обычно готовятся из числа местных жителей под наблюдением квалифицированных специалистов. Более 90% выпускников центров выдержали экзамены и поступили в 4-й класс начальной школы, причем отсев из нее составил менее 2%. Особенно важно отметить то, что среди продолживших учебу доля девочек была около 60%. Столь внушительные результаты побудили правительство начать еще одну программу в сельских районах по модели Программы неформального начального обучения.

Особая экспериментальная программа предусматривает выплату бедным крестьянским семьям небольшой суммы денег в качестве компенсации за отвлечение их детей от работы на ферме из-за посещения школы.

Стимулирование роста производства в традиционном секторе осуществляется государственно-кооперативным банком "Грамин". Благодаря его кредитам почти 1 млн. малообеспеченных бангладешцев, большинство из них женщины, не имеющих земельных наделов, смогли начать свой собственный бизнес. "Грамин" был учрежден как кредитное учреждение, пользующееся государственной поддержкой. Клиентам принадлежат 75% активов банка, оставшиеся 25% — государству. Его политика в основном ориентирована на интересы заемщиков и неподконтрольна государству. Ставка процента по кредитам Трамина" составляет 16% в год, в то время как у традиционных кредиторов на финансовом рынке она колеблется от 120 до 200%.

Для того чтобы получить кредит без залога, заемщики объединяются в группы по пять человек. Каждый член группы перед получением кредита должен пройти двухнедельную подготовку, затем представитель банка проводит групповые занятия в течение недели. "Грамин" следует принципу групповой ответственности. После получения одним из членов группы кредита новые кредиты не выдаются до начала регулярных выплат должником. Повторно можно рассчитывать на получение кредитов только после урегулирования задолженности всеми членами группы. Все жители хорошо знают друг друга, а потому объединяются в группы лишь с теми, кто наверняка вернёт полученные в качестве кредита средства.

Принцип групповой ответственности дает впечатляющие результаты: уровень возврата кредитов составляет 98%. В противоположность этому Промышленный банк Бангладеш, кредитовавший относительно обеспеченные слои населения, не может добиться возврата своих средств. Принцип группового объединения облегчает создание кооперативов или совместных предприятий, что было бы не под силу (по причине нехватки средств или высокой степени риска) отдельным малоимущим людям. "Грамин" выступает также в качестве сберегательного учреждения для своих клиентов.

Получаемые кредиты используются для финансирования разного рода деятельности: производства одежды (сари) и починки обуви, выращивания скота и производства продуктов питания. Средний доход заёмщиков составляет примерно 50% от общенационального уровня, и, что наиболее важно, существенно возрастает после использования кредита.

Однако все это не дает оснований утверждать, что правительство Бангладеш создало идеальные условия для улучшения жизни бедняков в сельскохозяйственных районах. Могущественные землевладельцы с помощью наемников часто захватывают новые плодородные участки, образовавшиеся в результате частых изменений русел рек. От фермеров, желающих возделывать эти участки, требуют выкуп. По закону эти земли должны распределяться между хозяйствами, которые вследствие изменения русла реки утратили свои наделы. Однако землевладельцы — неотъемлемая часть коррумпированной властной структуры — противодействуют закону. Правительство, которое действительно заинтересовано в борьбе с бедностью, подвергается огромной опасности.

Можно утверждать, что Бангладеш имеет относительно благоприятные условия для развития: этническое, религиозное и языковое единство, отсутствие резких политических разногласий, удачное географическое положение в Азии, (один из динамичных центров мира), плодородные почвы. Это выгодно отличает страну от других очень бедных стран, таких, как Гаити и расположенных в зоне Сахеля. Необходимо отметить, что некоторые развивающиеся страны, не располагающие подобными преимуществами, например Малайзия, Шри-Ланка и Малави, сумели воспользоваться опытом банка "Грамин" в борьбе с бедностью.

Нигерия

Нигерия дает пример развития современного сектора экономики при некотором пренебрежении проблемами сельского хозяйства. Для страны характерно наличие ряда специфических проблем. Население представлено десятью основными крупными этническими группами; помимо того, страну населяет еще более двухсот мелких племен со своим языком и культурой, часто конфликтующих между собой. В течение длительного времени акцент делался на развитие университетского образования за счет сокращения средств на нужды начального и среднего образования. В сельском хозяйстве занято более 70% рабочей силы, однако на него приходится лишь ничтожная часть государственных бюджетных ассигнований. С момента получения независимости в 1960 г. страна большую часть времени управлялась военной диктатурой.

Нигерия печально известна как чрезвычайно коррумпированная страна. Отношение к правительству и государственной службе характеризуется самими нигерийцами следующим образом: "это кусок пирога, от которого надо отрезать свою собственную долю". Безусловно, подобное отношение, уходящее корнями в колониальное прошлое, необходимо радикально менять.

Нигерия упустила прекрасную возможность решить проблему бедности в 1970-е гг. во время нефтяного бума. Руководство страны не использовало доходы от экспорта нефти для финансирования программ борьбы с бедностью. Вместо этого экспорт нефти привел к завышению курса местной валюты, а проблемы бедняков просто игнорировались. Огромные средства были затрачены на престижные проекты, такие, как строительство новой столицы Абуджи. Используя свой имидж богатой нефтедобывающей державы, Нигерия активно заимствовала средства за рубежом, так что к концу 1992 г. её внешний долг достиг примерно 30 млрд. долл.

В 1980-е гг. с насыщением мирового нефтяного рынка в стране произошло резкое сокращение уровня дохода на душу населения. Некомпетентное управление экономикой вынудило Нигерию следовать рекомендациям МВФ и Всемирного банка в вопросе структурной перестройки национальной экономики. Однако стране долго не удавалось выполнять требования МВФ, необходимые для облегчения ее долгового бремени. Правительству удалось кое-что сделать в этой области, однако жесткость требований программы структурной перестройки привела к масштабному оттоку из страны капитала, значительная часть которого имела сомнительное происхождение, и наиболее образованных и квалифицированных специалистов.

Для Нигерии характерна крайняя неразвитость инфраструктуры в сельских районах. Во многих районах дороги отсутствуют, в других же приходят в полную негодность в сезон дождей. Землевладение весьма раздроблено, так что размеры участков многих собственников не позволяют использовать технику. Сельскохозяйственное производство ведется примитивным способом посредством вырубки и выжигания лесов. Во многих случаях установление прав собственности носит спорный характер. Однако в целом дефицита сельскохозяйственных угодий не ощущается.

Современная концепция использования трудовых ресурсов Нигерии предусматривает переброску максимального количества рабочих в сельскохозяйственное производство. Большое значение придается проекту "Развитие сельских районов для улучшения жизни женщин". Однако проблемы улучшения положения женщины в деревне и в семье по-прежнему требуют серьёзного внимания. Характер этих проблем существенно отличен в различных регионах и этнических группах. Муж контролирует деятельность жены, которая определенную часть времени обязана отработать на него. После этого она может заняться участком или работать на стороне.

В большинстве случаев жена несёт ответственность не только за воспитание детей, но и за их материальное обеспечение. Переход к выращиванию трудоинтенсивных товарных культур, таких, как табак, зачастую увеличивает время, которое женщина должна тратить на обработку участка, принадлежащего её мужу, что отрицательно сказывается на уровне её личного благосостояния и обеспеченности детей.

В некоторых сельских районах в семье с четырьмя женами на одну из них часто возлагают ответственность за выполнение практически всех сельскохозяйственных работ в усадьбе. В таком случае она понимает, что её единственным спасением является рождение как можно большего количества детей, несмотря на то, что в последующем у неё возникнут трудности с их обеспечением.

Хотя в последнее время отмечается некоторый прогресс в борьбе с бедностью, потребуется ещё длительное время для того, чтобы начать осуществление политики развития и улучшения жизни бедных людей. В стране предпринимались некоторые попытки для смягчения негативного воздействия программ структурной перестройки экономики на бедные слои населения; в основном это происходило по инициативе международных организаций развития, однако в самой Нигерии отсутствуют новаторские подходы к борьбе с бедностью, которые были бы сравнимы с практикой Бангладеш.

Заключение

Нигерия, без сомнения, является одним из самых печальных примеров упущенных возможностей в борьбе с бедностью. Однако в ряде стран, например в Заире, дело обстоит гораздо хуже. Условия жизни сельских женщин драматичны во всех странах Африки, а также во многих других беднейших странах, в том числе и в Бангладеш. При подборе стран для сравнительного анализа мы не стремились к выбору контрастных ситуаций, когда одна страна действовала эффективно в борьбе с бедностью, в то время как другая терпела полный провал.

Ни Бангладеш, ни Нигерия не использовали имевшиеся возможности в полной мере. Для обеих стран характерны авторитарная форма правления, коррумпированность общества и неэффективная система управления экономикой. И все же, при сравнении явно выигрывает Бангладеш, которая, несмотря на суровые ресурсные ограничения, проявила способность к новаторскому подходу в решении проблем бедности и стала образцом эффективного взаимодействия государственных и общественных структур, занимающихся этой проблемой.

Нигерия же, располагающая огромными нефтяными ресурсами и в силу этого большими для снижения уровня бедности и обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственных районов, добилась гораздо меньших успехов, чем Бангладеш.