Экономическая структура стран Третьего мира


Степень различия между развивающимися странами может быть установлена посредством использования при их сравнении семи важнейших показателей:

  1. Размеры страны (территория, численность населения и доход на душу населения).
  2. Особенности исторического развития и колониального периода.
  3. Обеспеченность материальными и трудовыми ресурсами.
  4. Роль государственного и частнопредпринимательского секторов, их соотношение.
  5. Характер производственных структур.
  6. Степень зависимости от внешних экономических и политических сил.
  7. Распределение власти, институциональная и политическая структура страны. Рассмотрим вкратце каждый из этих показателей, с тем чтобы установить как схожесть, так и различия между странами Африки, Азии и Латинской Америки.

Размеры и уровень дохода

Размеры страны, численность населения и душевой доход являются важными показателями как ее экономического потенциала, так и отличий от других стран Третьего мира. Из 145 стран — членов ООН 90 имеют численность населения менее 15 млн. человек каждая и 83 — менее 5 млн. Большие по территории страны с многочисленным населением — Бразилия, Индия, Египет и Нигерия — соседствуют с небольшими странами — Парагваем, Непалом, Иорданией и Чадом. Обширная территория обычно дает преимущества: обладание природными ресурсами и емкими потенциальными рынками, меньшая зависимость от импорта сырья, материалов и готовой продукции. Однако здесь возникают сложности в управлении и обеспечении национальной сплоченности, а также проблемы межрегиональных различий.

В гл. 5 будет показано, что нет прямой связи между разменом страны, уровнем дохода на душу населения и степенью равенства (или неравенства) в распределении доходов. Даже не принимая во внимание богатые страны ОПЕК, отсутствие такой связи подтверждает сравнение Индии с населением в 900 млн. человек (1993 г.) и Сингапура (менее 3 млн. человек). В 1990 г. доход одного индийца составлял 350 долл., а сингапурца — более 12300 долл.

Особенности исторического развития

Большинство африканских и азиатских стран были в то или иное время колониями западноевропейских государств, прежде всего Великобритании и Франции; владели колониями также Бельгия, Германия, Нидерланды, Португалия и Испания. Экономические структуры колоний, их системы образования и социальные институты создавались по образцу и подобию колониальных держав. Поэтому недавно получившие независимость страны Африки, например, больше озабочены созданием и укреплением собственных политических и экономических структур, чем проблемами ускорения экономического развития. Они концентрируют свое внимание прежде всего на политических проблемах, быстрой африканизации административных служб, укомплектованных в колониальный период представителями метрополий.

Но наиболее сильное и долговременное влияние европейских держав на экономические, политические и институциональные структуры колоний проявилось во введении трех институтов: частной собственности, налогообложения физических лиц и требования уплаты в денежной форме. Позже мы увидим, что совокупное действие этих институтов разрушило автономию локальных сообществ и сделало их население уязвимым к многим новым формам эксплуатации.

В Латинской Америке более длительный период независимого развития, а также более однотипный колониальный режим Испании и Португалии обусловили, несмотря на географические и демографические различия, формирование довольно схожих экономических, социальных структур, культурных традиций. Поэтому можно отметить большую схожесть проблем, стоящих перед латиноамериканскими странами.

В Азии различное колониальное наследство и многообразие местных культурных традиций породили отличающиеся институциональные и социальные структуры. В Индии сказалось британское влияние, на Филиппинах — испанское и США, во Вьетнаме — французское и в Индонезии — голландское.

Материальные и трудовые ресурсы

Возможности экономического роста страны в решающей степени зависят от обеспеченности материальными ресурсами (землей, полезными ископаемыми и т.п.) и трудовыми ресурсами (их численности и квалификации). Исключительно благоприятна ситуация с обеспеченностью материальными ресурсами в богатых нефтью странах Персидского залива. Диаметрально противоположное положение таких стран, как Бангладеш, Гаити, Йемен и Чад, которые бедны не только полезными ископаемыми, но и пригодной для обработки землей.

Что касается трудовых ресурсов, то здесь важны не только их численность и квалификация, но и культурная ориентация, отношение к труду и стремление к самосовершенствованию. Более того, качество административного управления часто определяет способность государственного сектора изменять сложившуюся структуру производства и ускорить сроки преобразований в условиях сложного переплетения комплекса культурных и

религиозных факторов и традиций, тенденций к этнической и племенной разобщенности и сплоченности. Таким образом, характер и состояние трудовых ресурсов являются важным компонентом экономической структуры страны. Различия между регионами по этому показателю весьма существенны.

Роль государственного и частного секторов, их соотношение

Для большинства стран Третьего мира типичны смешанные экономические системы, где собственность на ресурсы и их использование осуществляются как государством, так и частными лицами. Соотношение и роль этих двух секторов в жизни страны определяются прежде всего ее историей и политическим устройством. В целом частнопредпринимательский сектор более развит в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, чем в Южной Азии и Африке. При рассмотрении различий между развивающимися странами необходимо учитывать размеры частного иностранного капитала в экономике. Его значительные размеры создают как дополнительные экономические возможности, так и проблемы, с которыми не сталкиваются страны, где роль иностранных инвесторов незначительна. Часто страны, особенно африканские, ссылаясь на огромный дефицит квалифицированных кадров, отдают предпочтение государственному сектору.

Такой подход обосновывается тем, что немногочисленные квалифицированные трудовые ресурсы используются эффективнее при координации административной и хозяйственной деятельности, чем при ее фрагментации. Однако многочисленные провалы и финансовые трудности предприятий государственного сектора в таких странах, как Гана, Кения, Сенегал и Танзания, ставят под сомнение это утверждение. Поэтому в этих и других странах Африки наметилась тенденция к ослаблению государственного сектора и развитию частного предпринимательства.

Различное соотношение между государственным и частным секторами, несомненно, оказывает влияние на характер политики по увеличению занятости. В странах с преобладанием государственного сектора отдается предпочтение инвестиционным программам и масштабным программам развития деревни при прямом участии государства, в то время как в ориентированных на частное предпринимательство экономиках чаще применяются налоговые льготы с целью побудить предпринимателей создавать новые рабочие места. Хотя массовая безработица и необходимость борьбы с ней типичны для обеих групп стран, подходы к решению этой актуальной проблемы различны и определяются соотношением государственного и частного секторов в каждой стране.

Характер производственных структур

Большинство развивающихся стран являются аграрными. Натуральное и товарное сельскохозяйственное производство обеспечивает работой большую часть населения, хотя по доле в ВНП оно может быть и не лидером. В гл. 9 будет показано, что фермерство — не только род занятий, но и образ жизни для большинства населения в Азии, Африке и Латинской Америке. Аграрные системы и характер землевладения в Латинской Америке и Африке сильно отличаются; системы азиатских стран ближе латиноамериканским по типу собственности на землю, но культурные различия весьма существенны.

Наиболее велики различия между развивающимися странами по соотношению обрабатывающей промышленности и сферы услуг. Более длительный период независимости и относительно высокие доходы в Латинской Америке по сравнению с азиатскими и африканскими странами объясняют, почему страны этого региона обладают более развитой промышленностью. Однако в 70-х и 80-х годах Тайвань, Южная Корея, Сингапур и Гонконг резко ускорили развитие обрабатывающих отраслей и быстро превращаются в индустриальные страны.

По объему выпуска продукции обрабатывающая промышленность Индии — одна из самых мощных в Третьем мире, но по сравнению с огромной массой населения ее доля не отвечает потребностям. В таблице приводятся данные о доле занятых в сельском хозяйстве и промышленности и структуре ВВП в 17 развивающихся странах, США и Великобритании. Различия в экономических структурах огромны, особенно по удельному весу сельского хозяйства.

Производственная структура некоторых развивающихся и развитых стран, 1990 г.

Несмотря на однотипность проблем, стратегии развития стран Третьего мира весьма различны в зависимости от уровня развития, структуры и взаимодействия первичного, вторичного и третичного секторов их экономики. Первичный сектор представлен сельским и лесным хозяйством, вторичный — главным образом обрабатывающей промышленностью, третичный — торговлей, финансовой системой, транспортом и сферой услуг.

Зависимость от внешних факторов: экономическая, политическая и культурная

На степень зависимости страны от внешних экономических, социальных и политических сил влияют такие факторы, как ее размеры, обеспеченность ресурсами и политическое прошлое. Для большинства стран Третьего мира подобная зависимость весьма значительна: в отдельных случаях она охватывает все сферы их жизни. Положение почти всех малых стран во многом зависит от состояния торговли с развитым миром, импорта часто неподходящих технологий. Только одно это обстоятельство накладывает сильнейший отпечаток на характер роста зависимых стран.

Помимо чисто экономической сферы (международного трансферта товаров и технологий) зависимость возникает и в результате переноса общественных институтов (прежде всего систем образования и управления), ценностных ориентиров, потребительских привычек, отношения к жизни, работе и к своей личности. В последующих главах будет показано противоречивое воздействие данного феномена на большинство развивающихся стран, особенно имеющих потенциальные возможности в достижении самообеспеченности. Способность страны самостоятельно выбирать путь экономического и социального развития во многом определяется силой воздействия на нее внешних факторов.

Политическая структура, распределение власти и групповые интересы

В конечном счете способность общества справляться с ключевыми проблемами развития определяется не только правильным выбором экономической политики.

Политическая структура, групповые интересы и союзы правящих элит (крупных лендлордов, промышленников, банкиров, иностранных предпринимателей, военных, профсоюзных лидеров и т.п.) диктуют обычно выбор стратегии и предопределяют возможные препятствия на пути осуществления эффективных экономических и социальных преобразований.

Характер переплетения интересов и распределения власти между различными группами населения в большинстве развивающихся стран отражает особенности их экономического, социального и политического развития. Однако как бы ни складывалось соотношение сил между военными, промышленниками и крупными землевладельцами в Латинской Америке, между политиками и высокопоставленными чиновниками — в Африке, нефтяными шейхами и финансовыми магнатами — на Ближнем Востоке, между землевладельцами, ростовщиками и богатыми промышленниками — в Азии, большинство развивающихся стран открыто или завуалировано управляется малочисленными, но мощными элитами. Этот феномен здесь проявляется намного сильней, чем в развитых странах.

В подобных условиях эффективные социальные и экономические перемены возможны либо при поддержке элитных групп на основе соглашений, либо путем давления на них или их оттеснения более мощными силами. В любом случае экономическое и социальное развитие часто невозможно без соответствующих изменений общественных, политических и экономических институтов (системы землевладения, форм управления, структуры образования, отношений на рынке труда, прав собственности, контроля за распределением материальных и финансовых ресурсов, законодательства о налогах и наследовании, кредитной системы). Эта мысль проходит через всю книгу.