Политика развивающихся и развитых стран


Что могут сделать развивающиеся страны

Правительствам этих стран придется решать многие задачи, но их политика в данной области должна прежде всего сосредоточиться на решении шести актуальных проблем: 1) правильная оценка ресурсов, 2) участие всех уровней власти и населения, 3) четкая формулировка прав на собственность и владение природными ресурсами, 4) увеличение экономических возможностей бедных слоев населения, 5) повышение роли женщин в экономике, 6) меры по сокращению отходов производства. Рассмотрим по порядку все эти направления экономической политики.

Правильная оценка ресурсов

Эта задача особенно актуальна, так как неправильная политика ценообразования может обострить ресурсные дефициты и способствовать их нерациональному использованию. Часто программы, направленные на облегчение положения бедных слоев населения, не достигали цели и лишь усиливали неравенство. В условиях рационирования практически все выгоды от улучшения снабжения энергией и водой получали семьи с более высокими уровнями доходов; им же прежде всего адресовались и субсидии сельскому хозяйству.

В результате средства растрачивались впустую и не способствовали восстановлению использованных ресурсов. Хотя отказ от нерационального распределения субсидий представляется сравнительно легким делом и может внести вклад в защиту окружающей среды, попытки навести порядок в этой области наталкиваются на жесткое сопротивление мощных элит, не желающих лишиться обильной подпитки со стороны государства.

Участие всех уровней власти и населения

Программы улучшения среды обитания могут принести наилучшие результаты, если они согласуются с действиями на региональном и местном уровнях и учитывают интересы всех участников. Опыт организаций, оказывающих помощь в развитии, убеждает, что действия на "нижних этажах" оказываются наиболее эффективными, так как позволяют использовать самые дешевые варианты достижения поставленных целей и дать работу местному населению. Там, где программы общественных работ действительно направлены на улучшение жизни бедных групп, последние часто готовы и могут внести существенный вклад в их реализацию, а также взять на себя все финансирование или часть его.

Четкая формулировка прав на собственность и владение природными ресурсами

Расходы на создание элементарных санитарных условий и обеспечение чистой водой семьи, вложения в ферму часто забирают ее многолетние сбережения. Поэтому потеря дома и фермы нанесли бы семье тяжелейший удар. Нечеткие формулировки прав арендатора на собственность в городе и деревне превращаются в серьезное препятствие для природоохранных инвестиций. Законодательное упорядочение арендных отношений может способствовать улучшению условий жизни бедняков и росту инвестиций в сельское хозяйство.

Но во многих случаях этого недостаточно и возникает необходимость в осуществлении земельной реформы. Нередки ситуации, когда арендаторы или издольщики, вложившие средства в повышение плодородия земли, не получают какой-либо отдачи, так как лендлорды имеют возможность сравнительно легко изменять условия аренды по мере роста урожайности. Передача прав собственности на землю обрабатывающим ее арендаторам может быть единственным возможным путем обеспечить доход инвесторам за их усилия по повышению плодородия своих участков. Земельная реформа необходима и для устранения неравномерного распределения земельной собственности, когда крупные массивы плодородной земли не обрабатываются, а рядом многочисленные безземельные и малоземельные крестьяне истощают и без того бедные почвы.

Увеличение экономических возможностей бедных слоев населения

Во многих случаях остановить разрушение природной среды в сельских районах возможно осуществлением инвестиций в ирригацию, в применение эффективных методов сохранения плодородия почвы, в альтернативные источники энергии и антиэрозионные технологии. Но все эти инвестиции превышают возможности большинства обнищавших семей. Возникает парадоксальная ситуация: чем дальше зашел процесс разрушения природной среды, тем меньше возможности сельских работников применять альтернативные методы ведения хозяйства. Поэтому государственные программы должны предусматривать предоставление кредитов мелким фермерам и обеспечивать их доступ к повышающим плодородие технологиям.

Создание новых рабочих мест в сельской местности может избавить часть беднейших крестьян от необходимости обрабатывать малоплодородные участки. Например, программы строительства сельской инфраструктуры (дороги, складские помещения и т. п.) увеличивают занятость, ослабляют давление на подверженные разрушению почвы, способствуют комплексному развитию деревни и снижению миграционных потоков в города.

Повышение роли женщин в экономике

Больший доступ женщин к образованию и расширение круга специальностей, где могут быть заняты женщины, повышают величину альтернативных издержек их времени, что в свою очередь способствует сокращению размеров семьи. Образование, расширяя информационное поле женщины, помогает ей в организации правильного питания и ухода за детьми — важного фактора снижения детской смертности. Локальные экологические программы следует осуществлять при активном участии женщин: их повседневная деятельность во многом определяет характер использования природных ресурсов и возможности устойчивого обеспечения семей водой и топливом.

Меры по сокращению отходов производства

Меры по ограничению загрязнения окружающей среды могут включать налоги на промышленные отходы, оплату объема выбросов, квоты и нормы. Есть свидетельства того, что наиболее эффективны основанные на рыночных отношениях первые два способа, так как они поощряют применение совершенных методов производства, открывают поле маневра для производителей и лучше поддаются управлению. Правила должны быть простыми и легкими для контроля за их исполнением.

Целесообразны поощрительные меры в виде предоставления налоговых льгот и субсидий на приобретение современных технологий и оборудования, снижающих выбросы в окружающую среду. Парадоксом является то, что наиболее трудно поддаются регулированию предприятия государственного сектора. Для этих предприятий, во-первых, критерий эффективности часто не является главным и, во-вторых, любая организационная структура с трудом поддается саморегулированию.