Заключение: на пути к выработке новой концепции помощи


Разочарованность многих стран Третьего мира, с одной стороны, и ощущение "усталости от помощи" у некоторых традиционных доноров из числа промышленно развитых стран, с другой, не дают оснований надеяться, что сложившиеся тенденции будут сохранены. Однако можно ожидать, что предоставление помощи в будущем будет очевидно желательным. Неудовлетворенность обоих участников процесса создает возможность формирования новых взаимоотношений, характеризующихся большей степенью совпадения интересов и мотиваций.

Позитивным шагом в этом направлении может стать, несмотря на меньший объем иностранной помощи промышленно развитых стран, ее большая увязка с реальными потребностями стран-получателей и предоставление последним большей свободы в использовании полученных средств. Все большая доля ГПР в настоящее время поступает через многосторонние агентства, такие, как Всемирный банк, чьи политические амбиции значительно менее выражены по сравнению с индивидуальными донорами, что очевидно также является позитивным изменением. Движение в этом направлении позволит преодолеть критику в отношении "привязки" иностранной помощи к политическим условиям, широко распространенную в прошлом.

В 90-е гг. помощь будет скорее всего предоставляться на осуществление рыночных реформ, создание институциональной структуры и более эффективную систему управления в качестве предварительного условия структурной перестройки национальной экономики. Она будет также ориентирована на уменьшение бедности, содействие экономическому росту и отвечать возрастающим требованиям экологической безопасности.

Однако страны Третьего мира, и особенно наименее развитые страны Африки и Азии, озабочены и опасаются, повлияет ли на объем получаемой ими помощи переход бывшего СССР и стран Восточной Европы от социализма к капитализму, поскольку огромные потребности этих стран в капитале могут привести к масштабному отвлечению потоков двусторонней и многосторонней помощи (а также инвестиций) из развивающихся стран, что станет еще одним препятствием на пути возрождения их экономики.

Мы уже знаем, что в силу ряда причин, указанных ранее, больший объем помощи предпочтительнее меньшего. Но с точки зрения развивающихся стран — получателей помощи независимо от источника ее предоставления и объема наибольшее позитивное воздействие на процесс развития оказывают следующие условия: а) увеличение доли грантов и льготных займов в общем объеме; б) ослабление привязки помощи к экспорту стран-доноров; в) предоставление большей автономии в распределении полученных средств; г) уменьшение тарифных и нетарифных ограничений в торговле со стра нами Третьего мира.

На самом деле многие эксперты считают, что создание условий для выгодной торговли с промышленно развитыми странами будет иметь гораздо более важное значение для экономического развития стран Третьего мира, чем наращивание объемов помощи. Хотя предположение о возможности принятия промышленно развитыми странами ориентированной на развитие торговой политики, на первый взгляд противоречащей их собственным экономическим интересам, покажется абсурдным, более подробное изучение проблемы может привести к выводу о наличии некоего рационального зерна в этой идее.

Реалии глобальной взаимозависимости могут подтолкнуть политическое руководство промышленно развитых стран (а возможно, и население) к осознанию того факта, что их долгосрочным экономическим и политическим интересам отвечает процесс устойчивого развития стран Третьего мира. Уничтожение бедности, уменьшение неравенства, обеспечение экологически устойчивого развития и повышение жизненного уровня огромного числа жителей развивающихся стран может оказаться в сфере приоритетных интересов промышленно развитых стран.

И этот поворот в сознании будет объясняться не соображениями гуманности (хотя мы и надеемся на существование таковых), а осознанием того, что в перспективе два варианта развития (одно для очень богатых и другое для очень бедных) невозможны без возникновения глобальных и региональных конфликтов. Осознание промышленно развитыми странами подобного собственного интереса может оказаться единственной надеждой на формирование "нового международного экономического порядка", при котором иностранная помощь и частные инвестиции станут реальным и устойчивым вкладом в развитие стран Третьего мира.