До недавнего времени миграция из сельской местности в города рассматривалась в литературе по проблемам развития как положительное явление. Считалось, что это нормальный процесс, посредством которого осуществляется перелив избыточной рабочей силы в города, где в ней ощущается потребность. Общество его поощряло исходя из соображений, что покидали деревню люди, чья предельная производительность труда была близка к нулю, в то время как в городе этот показатель был положительным и быстро рос под воздействием накопления капитала и технического прогресса. Научное обоснование данное явление получило в теории развития Льюиса.
Ричард Джолли — бывший директор Института исследований проблем развития в Сассексе заметил по этому поводу:
Совершенно не считая нужным препятствовать потоку, экономисты, выступающие за целесообразность перелива рабочей силы, сосредоточили свои усилия на политике ее высвобождения, для того чтобы этот поток стал полноводной рекой. В качестве обоснования приводились соображения, что следствием высвобождения необходимого количества труда для городской промышленности будет повышение производительности в аграрном секторе. Насколько беспочвенным оказалось большинство подобных аргументов с позиций сегодняшнего дня.
Недавний опыт совершенно четко продемонстрировал, что ни промышленность, ни сфера обслуживания городов не в состоянии поглотить массовый прилив рабочей силы из деревни. Экономисты уже отказались от точки зрения, согласно которой миграция является положительным процессом, обеспечивающим растущие потребности городов в рабочей силе. Более того, ее следует рассматривать как основную причину возникновения широкого распространения феномена городской избыточной рабочей силы, еще более обостряющей и без того серьезную безработицу, вызванную экономическими и структурными различиями между городом и деревней.
Миграция усиливает дисбалансы между городом и деревней по двум причинам: предложение мигрантами своих услуг делает непропорционально большим число ищущих работу по сравнению с ростом городского населения, увеличивающегося и без беспрецедентно высокими темпами. Среди мигрантов много образованных людей, поэтому, с одной стороны, происходят разбухание не находящего применения человеческого капитала в городе и его оскудение в сельской местности — с другой; с позиций спроса следует учитывать, что создание нового рабочего места в городе — более сложный и дорогостоящий процесс из-за большего объема комплементарных затрат в промышленности.
Более того, давление с целью увеличения заработной платы и обязательных льгот работающим в сочетании с отсутствием эффективных трудоемких производственных технологий ведет к тому, что все большая часть прироста продукции в современном промышленном секторе обеспечивается увеличением производительности труда. Быстрый рост предложения и отстающий спрос превращают временные дисбалансы в хроническую, обостряющуюся проблему разбухающей избыточной рабочей силы в городе.
Но отрицательное воздействие миграции на развитие выходит далеко за пределы лишь роста городской безработицы и неполной занятости. Во многих развивающихся странах главное не сам процесс и его воздействие на распределение трудовых ресурсов. Миграция оказывает влияние на все аспекты экономического роста и его характер, прежде всего на сферу распределения доходов.
Поэтому следует с самого начала признать, что миграция одновременно является и следствием, и одной из причин слаборазвитости Третьего мира. Понимание причин, характера и последствий миграции рабочей силы из сельской местности в города играет первостепенную роль в осознании природы развития и разработке политики, которая придала бы этому процессу социально желаемые формы. Прежде всего следует признать, что любая экономическая и социальная политика, направленная на регулирование доходов в городе и деревне, неизбежно, прямо или косвенно, влияет на миграционные потоки. Последние в свою очередь вызывают изменения в географическом размещении экономической активности, распределении доходов, а также в тенденциях роста населения.
Поскольку экономическая политика так или иначе воздействует на уровень доходов в городе или в деревне (или же в обеих местностях), она всегда влияет на характер и масштабы миграции. Политика в некоторых областях сказывается сразу же и напрямую на миграционных потоках (например, в области заработной платы и доходов, программы занятости), в других — влияет на них не столь заметно, но в конечном счете с не меньшей силой.
Это условия земельной аренды, цены на товары, кредитная система, налогообложение, поощрение экспорта или замена импорта собственной продукцией, политика в области торговли и обменного курса валюты, состояние социальной сферы в различных частях страны, государственные инвестиционные программы, отношение к частным иностранным инвестициям, программы планирования семьи и регулирования численности населения, состояние системы образования и ее ориентация, функционирование рынков рабочей силы, государственная политика по использованию иностранных технологий и размещения новых производств. Таким образом, становится ясной необходимость разработки и проведения комплексной политики развития, которая принимала бы во внимание исключительную важность внутренней (а для некоторых стран и международной) миграции и была способна координировать этот процесс как с территориальным распределением населения, так и с экономическими возможностями страны.
Следует также лучше осознать не только причины, побуждающие людей к смене мест, но и последствия миграции для экономики и социальной сферы города и деревни. Если любая политика развития воздействует на миграцию и в свою очередь подвергается ее обратному воздействию, то что здесь первично, наиболее важно и почему? Каковы возможности политики и ее способность находить компромисс между различающимися и иногда противоположными целями (например, сокращение внутренней миграции и развитие системы образования в сельской местности)? Одна из наших задач в последующем изложении — попытаться найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с миграцией, безработицей и развитием.